Главная » Мир театра » «Все студенты были в неё влюблены». Элина Быстрицкая отмечает юбилей

«Все студенты были в неё влюблены». Элина Быстрицкая отмечает юбилей

Народная артистка СССР Элина Быстрицкая в среду, 4 апреля, отметит свое 90-летие. Как сообщили «Театралу» в пресс-службе Малого театра, актриса пожелала провести этот день скромно, отказавшись от большого праздничного вечера, который готов был устроить театр.

В последние несколько лет Элина Авраамовна не играет в спектаклях, но любовь друзей и коллег к ней не меркнет. «Театрал» попросил лишь некоторых из них рассказать о работе с замечательной актрисой, которая посвятила Малому театру более полувека своей жизни.

Василий Бочкарёв, актёр Малого театра: 
– В 1962году Леонид Варпаховский ставил спектакль «Маскарад», в котором Элина Авраамовна играла баронессу Штраль. Я краем глаза подглядел, как они работали. Было впечатление, что создается образ кобры, которая, разрушая всё на своем пути, гипнотизирует жертву. Потом я видел спектакль «Остров Афродиты». Там Элина Быстрицкая играла с Верой Пашенной. На сцене наблюдалось своего рода соревнование двух прекрасных актрис, в котором высекались искры творческой дуэли. А какая она была великолепная в дуэте с Николаем Рыжовым в «Волках и овцах».

Когда я уже пришел работать в Малый театр, мы играли во многих спектаклях, и я стал интересоваться биографией Элины Авраамовны. Мне была интересна та питательная среда, на которой взросло ее творчество. В тринадцать лет девочка – санитарка в военном госпитале. Авторитет отца, который привил чувства долга, чести, достоинства. Встречи с интересными людьми, столкновение с проблемами, с горем и радостями, преодоление трудностей. Талантливый артист всё вбирает в себя, а потом помещает в персонажи, которых играет.

Когда мы репетировали «Любовный круг», это был шарм поиска взаимоотношений, постоянного исследования, проникновения друг в друга... Если на такой волне существует диалог, он несёт в зал объем, и зритель хочет понять, что же происходит между героями.

Любому актёру интересно, когда рядом красивая женщина с необыкновенной тайной. То, что меня больше всего привлекает в Элине Быстрицкой, она умеет соблюдать дистанцию. Это понятие в наше время почти стёрто, а женщина должна держать дистанцию. Она не просто красивая женщина, она внутренне красивый человек с пониманием своей миссии. От неё исходит свет, который всегда привлекал к ней людей. Быстрицкая достояние Малого театра, наш бриллиант! Она великая актриса и человек. Мне хочется преклонить перед ней колено и поблагодарить за то, что она подарила мне возможность работать с ней на одной сцене. Счастья, здоровья, долгих лет!
 
Борис Клюев, актёр Малого театра:
– Элина Быстрицкая моя любимая партнёрша, хотя когда-то я ее побаивался. Но после того, как ей сказали: «Элина Авраамовна, Клюев такой большой, а вы рядом с ним такая хрупкая», – волнение исчезло.

Мы много играли вместе, и я всякий раз гордился тем, что зрители всегда встречали Быстрицкую овациями.
Одно время я преподавал в Щепкинском училище, потом у меня возникла пауза. Я занимался своей карьерой, много снимался. Как раз в это время Элина Авраамовна набрала в ГИТИСе курс и пригласила меня вести его вместе с нею. Потом был еще один курс, а затем как-то само собой мы перешли в Щепкинское училище, и потому я могу свидетельствовать: студенты её любили всегда, но и боялись страшно, потому что дисциплина на её занятиях была железная.

Элина Авраамовна прелестная, милая женщина, но человек строгий и прямолинейный, как говорится, лучше под руку не попадаться. Поэтому если в театре неурядицы, то меня просили с ней поговорить. Почему-то считалось, что я – единственный человек, который может примирить ее с обидчиком. И это стало для меня колоссальной школой! Желаю здоровья и, конечно же, встретиться в новой интересной работе.
 
Ольга Блок-Миримская, актриса Театра Табакова:
– В шестнадцать лет я отдыхала в Николаевке недалеко от Симферополя. Там в небольшом кинотеатре шёл «Тихий Дон». На афише – кадр из фильма с Быстрицкой. Она такая красивая была, что поневоле все время хотелось смотреть на афишу. Я тогда даже представить себе не могла, что буду у неё учиться. На приёмных экзаменах вид у меня был такой, что она сразу сказала: «Вы как будто пришли на приём к стоматологу». От волнения голос у меня пропал, поставили мне двойку, а я не ухожу. Она меня спрашивает: «Что вы ещё хотите?» Я говорю: «Пить». Элина Авраамовна тут прониклась ко мне и сказала комиссии: «Люди приехали издалека, а у нас даже графина с водой нет».

Принесли воду, я сделала два глотка и осмелела: «Я могу вам спеть». И затянула: «Парней так много холостых на улицах Саратова». Почувствовав, что настроение меняется, прочла монолог Прони Прокоповны из пьесы «За двумя зайцами».

И вдруг вижу, что Элина Авраамовна расхохоталась. До слёз! Так я поступила.  Она изумительная: ювелирное личико, гладко зачёсанные волосы, никакой косметики, чёрные брючки, украинский платок на правую сторону. Зимой норковая шубка, шапочка. Все студенты были в неё влюблены. Выведывали у меня, когда у нас урок мастерства и толпились у входа, чтобы только на неё посмотреть. Она тихонечко входит, тоненькая, подвижная, поднимается по лестнице, а вслед шёпот: «Это она». Входя к нам в аудиторию, кокетливо говорила: «Мне 27лет». А было ей в ту пору за 50. Прежде, чем начать занятия подолгу задерживала взгляд на каждом из нас. Ей хотелось понять, в каком настроении пришёл студент, как он себя чувствует, а глаза, как два чёрных бриллианта.

Если студент начинал халтурить – осадить могла одним взглядом. Ну, а если врать – могла зачётку порвать и выгнать. Я продрожала, сидя на стуле, пять лет и в то же время понимала, что человек она доброты необыкновенной. Никогда не приходила к нам в общежитие на Трифоновскую с пустыми руками, ну, а мы старались стол для неё накрыть и чтоб на столе всё то, что она любит. Мы знали, что посадим её во главе стола, а сзади окно, а за окном зима, значит, щели нужно закрыть одеялами, чтобы нашу ненаглядную не продуло. Я счастлива, что могу сказать, что была студенткой Быстрицкой и очень этим горжусь.

teatral-online.ru