Главная » Мир театра » «С уходом Бутусова Театр Ленсовета и Питер многое потеряли»

«С уходом Бутусова Театр Ленсовета и Питер многое потеряли»

Увольнение художественного руководителя Театра им. Ленсовета Юрия Бутусова стало одной из самых обсуждаемых новостей театрального мира.

Напомним, 6 марта Юрий Бутусов, назначенный в ноябре 2017 года художественным руководителем Театра Ленсовета (до этого на протяжении семи лет являлся главным режиссером) подал заявление об уходе, которое в тот же день было подписано Комитетом по культуре. Главная претензия Юрия Николаевича заключалась в том, что его попытки внести ряд изменений в административно-менеджерскую структуру коллектива блокируются как директором театра, так и представителями Комитета. В свою очередь, глава Комитета по культуре Константин Сухенко, комментируя инцидент, подчеркнул, что хотел бы видеть в Театре им. Ленсовета «классический театр», репертуар которого «на 80% состоял бы из классических постановок». В качестве положительного ориентира он привел деятельность театров «Русская антреприза им. Андрея Миронова» и «Мастерская Григория Козлова». Кроме того, Константин Сухенко сказал: «Я предложил Юрию Николаевичу поставить хоть один веселый спектакль. Говорю: «Почему вам не посмеяться и не пошутить вместе с людьми?» «Театрал» спросил у деятелей культуры, что они думают об этой ситуации.

Марьяна Спивак, актриса Театра «Сатирикон»
– Мне ужасно жалко артистов Театра Ленсовета, которые были счастливы работать с Юрием Николаевичем, выпускали сильные спектакли под его руководством, надеялись и дальше трудиться в этом направлении... Театр за 7 лет пребывания в нем Бутусова ожил, я не понимаю, как можно этого не замечать. Я сама много раз приезжала на спектакли Юрия Николаевича из Москвы в Петербург, а также ходила на его постановки, когда труппа была в столице с гастролями.

Я завидовала белой завистью ребятам, которые имеют возможность работать с Бутусовым постоянно, быть ЕГО артистами. Мне кажется, с уходом Бутусова Театр Ленсовета и Питер многое потеряют. Я очень переживаю и как зритель, и как друг – ленсоветовские бутусовцы стали мне за это время почти родными.

Павел Руднев, театральный критик
– Предложение в адрес худрука поставить «хоть один веселый спектакль» является свидетельством непонимания системы отношений между двумя важными составляющими театра – чиновниками и художником. Во-первых, нужно помнить, что чиновники распоряжаются не собственными средствами, а деньгами налогоплательщиков, многие из которых активно ходили в Театр Ленсовета. Это один из самых посещаемых театров в Петербурге – полные залы поклонников. Если зрители готовы покупать билеты на спектакли Бутусова, то такой театр имеет право существовать.

Во-вторых, Юрий Николаевич является одним из тех режиссеров, которые тонко чувствуют природу иронии, сарказма. На его спектаклях в зале нередко раздается смех, поэтому упрекнуть Бутусова в том, что у него мрачные спектакли, я не могу. Некоторые из его спектаклей, например «Бег», который идет в Театре Вахтангова в Москве, действительно обладают мрачной эстетикой, но это является художественно оправданным. Кроме того, многие постановки Бутусова полны танцевальных, песенных элементов и построены на предельной эмоциональности актерского присутствия.

В-третьих, я хотел бы сказать о природе творчества в целом. Когда мы идем в галерею, кино или театр, мы хотим увидеть, каким образом художник воспринимает вселенную. Спектакль – это, в первую очередь, проявление личности художника. Сияние гения увлекает, талант завораживает. Художник берет нас в полон и подчиняет себе нашу волю. А нам предлагают прийти к Моцарту и сказать: «Почему ты не Бетховен?». Моцарт потому и не Бетховен, что он Моцарт.

Максим Обрезков, главный художник Театра им. Вахтангова
– У Бутусова своеобразная интересная эстетика, и ты либо принимаешь ее, либо нет – вкусы у всех разные. Кому-то нравятся трагедии, кому-то комедии, кто-то в театр вообще не ходит, а смотрит кино... Кто-то любит Бутусова, а кто-то не любит.

То, что Бутусов художник и творец – это уже доказано и не обсуждается, а водить рукой мастера и говорить «пририсуйте здесь то, что я хочу» просто нелепо. Либо ты доверяешь человеку, либо не доверяешь. Если это изначально спектакль под заказ, то детали могут обсуждаться – многие великие живописцы создавали шедевры, работая по заказу. Но это всегда выбор художника – работать под заказ или нет.

Ирина Алпатова, театральный критик
– Режиссер, который входит в пятерку лучших постановщиков в стране, может сам определять, в каком направлении ему развиваться. А также в каком направлении следует двигаться вверенной ему труппе. Обратите внимание, сейчас Театр Ленсовета считается одним из лучших российских коллективов – полные залы, постоянные гастроли, участие в фестивалях, награды.

Я считаю, что неправильно диктовать художнику, что ему делать – это касается не только Бутусова. Художник не может быть игрушкой в руках чиновников. И если вы его назначили художественным руководителем, то этим уже выразили ему свое доверие, в том числе дали ему право решать, по какому пути вести театр. Чиновники должны доверять людям, которых назначают на посты. А то, получается, назначили, и тут же стали диктовать условия. Я понимаю, что чиновники тоже радеют за театр, но, тем не менее, художник вправе сам решать, что ему делать.

У любого крупного художника один единственный заказчик – его собственное миропонимание. Художник творит в соответствии со своими творческими ценностями, приоритетами, собственным взглядом на театр, жизнь и взаимоотношения со зрителями. Не думаю, что у режиссера может получиться что-то стоящее, если ему придется идти против себя ради заказа сверху.

teatral-online.ru