Спектакль “Кармен”, получивший главную театральную премию России“Золотая маска”, вологжане привезли на гастроли в Москву. Вологодский областной театр кукол «Теремок» радушно и по-дружески тепло принял Московский театр кукол.
“Любовь – это когда сгораешь”, - говорит Борис Константинов, режиссёр-постановщик спектакля.
Уж что-что, а страсти в «Кармен» кипели и в новелле Проспера Мериме, и в балете Родиона Щедрина, и в кукольном вологодском спектакле. У вологжан получилось не только иронично представить самую известную во всём мире испанскую любовную историю, но и представить саму Испанию такой, какой мы, русские, её и знаем.
За испанские домики и дворики в миниатюре отдельное спасибо художнику Виктору Антонову (лауреату Национальной театральной Премии "Золотая маска"). Они первые, что появляются на сцене, дающие ощущение света и тепла южной ночи, любви и ненависти, смерти и страсти.
Дальше следует прелюдия-приношение всему народному певческому испанскому таланту: благородные идальго, превосходные танцоры и цыганские озорные танцовщицы. Звучат знакомые мелодии, слышатся излюбленные щелчки кастаньет, и действие начинается.
Главное действующее лицо на сцене – телега. Сооружение довольно-таки громоздкое, на нём-то вся история и происходит. Испанское предание о любви и мести приобретает воистину иронично-кукольный характер. И если в новелле Мериме всё всерьёз, то этот спектакль воспринимаешь как шутку, озорную и глубокую. Маленькие деревянные куклы, миниатюрные, заточены в мир жара любви и холодной кончины.
Зритель, порой, и не знает, где тут оканчивается любовь и начинается ирония. Здесь всё мифологично (а Кармен уже давно стала мифом), с оттенком магии и неминуемого присутствия рока. Огромное колесо, срывающееся с телеги, становится символом судьбы, ударов жизни и зловещего знака. Как тут не вспомнить цыганку Азучену! Тоже, кстати, дело в Испании было.
Колесо крутят, на нём гадают и разыгрывают настоящую корриду, где роль быка достаётся деревянному брусу, перетянутому грубой верёвкой. Нешуточным боям сопутствуют мелодии Бизе, а грудь тореадора увешана жестяными колокольчиками для скота. Всё взаправду и понарошку одновременно. Свадьба соседствует с похоронами, жизнь со смертью. А в заключении дерзкая и смелая Кармен погибает. Как и у Мериме. Но здесь она возносится на деревянном колесе ввысь. И на память приходят строчки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц:
«Как мне наши праведники надоели, как я наших грешников люблю!»
Изображения предоставлены пресс-службой Московского театра кукол.
Благодарим за предоставленный материал Марину Абрамову.