Главная » Мир театра » «Какой-либо ценности сама квартира не представляет». Закрыт музей-квартира Сергея Эйзенштейна на Смоленской

«Какой-либо ценности сама квартира не представляет». Закрыт музей-квартира Сергея Эйзенштейна на Смоленской

«Ликвидирован музей-квартира Сергея Эйзенштейна, - сообщила на своей странице в Facebooke режиссер Марина Разбежкина. - «Экспонаты» будут перенесены в новоявленный музей кино на ВДНХ. Понятно, что люди, руководящие культурой, не имеют к ней никакого отношения, иначе бы они знали, что стены - тоже культура, что вынесенное из них превращается в муляж, в идею, в ничто, что из них уходит живое».

«Театрал» попросил заместителя директора Музея кино по развитию Ларису Баженову прокомментировать ситуацию с закрытием музея-квартиры на Смоленской.

- Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что Музей кино предполагал открыть на третьем этаже своего здания мемориальный кабинет Эйзенштейна. Для этого экспонаты перевозятся и сейчас будет происходить застройка. А музей-квартира на Смоленке принадлежала его супруге и Сергей Михайлович никогда там не был.

В связи с тем, что у музея кино не хватало площадей, как вы знаете, Музей кино располагался частично на Мосфильме, а вот как раз коллекция Эйзенштейна находилась на Смоленке, в квартире непригодной для хранения. Она относилась к жилому фонду Москвы, сейчас ее перевели в «федерал», но она не перестала пока быть «жилым фондом», но хранить там вещи дальше не представлялось возможным. Почти 4 года назад Лариса Оттовна (Л.О. Солоницына, директор Музея кино. – «T») занялась вопросом того, чтобы легализовать эту квартиру, то есть перевести ее из жилого фонда муниципалитета в федеральное ведение, и квартиру передали. За это время был проведен капитальный ремонт здания Музея, там была предусмотрена территория, где будут находится не просто экспонаты, а по архивам, документам и фотоматериалам будет восстановлен кабинет Эйзенштейна со всеми необходимыми условиями для хранения и показа этих вещей (температурно-влажностный режим, сигнализация и охрана). И вот сейчас подошел тот счастливый момент, когда мы можем себе позволить перевести все вещи и заняться застройкой. И я думаю, что в конце этого года мы уже на суд публики предоставим эту новую выставку.

А что касается квартиры, она находится в оперативном управлении Музея кино, но она в таком состоянии, что сейчас нужно будет решать вопрос о ее ремонте, реставрации. Хотя юридически, наверное, неправильно говорить о реставрации и реконструкции, потому что какой-либо ценности сама квартира не представляет, потому что Сергей Михайлович там никогда не был. Никогда. Волею судеб там хранились его вещи. Это все будет хранится теперь в соответствующих условиях. Более того, из этого всего, как раз и будет сформирована новая выставка».

Киновед Наталья Нусинова в своем блоге разместила фотографии бывшего музея.  «Пишу некролог по музею, а сердце щемит как при утрате близкого человека, - написала киновед. - Потому что это было живое.

«Кабинет С.М.Эйзенштейна», бывшая квартира вдовы Мастера, П.М.Аташевой, известный среди кинематографистов всего мира как легендарная «Smolenskaya», 22 марта 2018 года прекратил свое существование.

Книги и предметный фонд кабинета вывезены на ВДНХ, в павильон Мелиорации, - а помещение музея Эйзенштейна превратится, говорят, в офис для нынешнего руководства МК или в мини-гостиницу СК».

«Это было место, намоленное всеми кинематографистами мира. Сколько тут было людей и встреч... разговоров... вдохновения...  Каких только классиков кино не помнят эти осиротевшие стены. На Смоленской был особый дух - это было местом хранения не только экспонатов, а культуры их владельца. Это был очаг... Каким оазисом, глотком свободы были для нас семинары и чаепития на Смоленской в советские годы. Как важно было прийти сюда за советом – всегда», - написала Наталья Нусинова.

Справка
Научно-мемориальный кабинет Сергея Эйзенштейна (филиал Музея кино) был организован в 1965 году по завещанию жены Эйзенштейна Перы Аташевой, передавшей Союзу Кинематографистов все личные вещи, документы, книги, рукописи, рисунки и фотографии Эйзенштейна, хранившиеся в квартире на Смоленской улице. Весь архив режиссера был сдан на хранение ЦГАЛИ, а вещи и библиотека вошли в фонд Научно-мемориального кабинета, в котором готовились к изданию труды Эйзенштейна и эйзенштейновские выставки. Библиотека Эйзенштейна составляет 4000 книг на четырёх языках, сохранивших закладки, пометки и рукописные вкладыши Эйзенштейна. Среди хранящихся в кабинете картин и гравюр — произведения Пиранези, Леже, Фриды Кало, гуашные плакаты театра Кабуки. В обстановке кабинета соседствуют черно-оранжевая металлическая мебель Баухауза и пестрые мексиканские ковры.
 
Музей-квартиру Эйзенштейна вдова режиссера Пера Моисеевна Аташева пыталась создать на протяжении многих лет. В 1948 году она написала письмо Ворошилову с просьбой разрешить открытие музея в квартире Эйзенштейна, находящейся неподалеку от «Мосфильма». Но получила устный отказ. Квартира срочно понадобилась «Мосфильму», и Аташеву попросили освободить помещение. Богатейшая коллекция книг, документов, личных вещей Эйзенштейна переехала в квартиру родителей Аташевой на Гоголевский бульвар. Пере Моисеевне пришлось продать всю обстановку из родительского дома, чтобы разместить вещи Эйзенштейна. Она верила, что когда-нибудь они станут основой для музейной экспозиции. Но переступить порог музея Эйзенштейна ей так и не довелось.
 
Музей-квартира Эйзенштейна появился в Москве в 1965 году по завещанию Перы Аташевой. Организацией музея занялся Союз кинематографистов. От квартиры, в которой Эйзенштейн жил, к тому времени не осталось и следа. Дом снесли, чтобы проложить дорогу к зданию Университета на Воробьевых горах. Так все наследие Эйзенштейна оказалось в двух тесных комнатах на Смоленской — квартиру для музея выделил Моссовет. Создатели музея организовали в этом помещении научный мемориальный кабинет. Музей-квартира также послужил базой для создания Музея кино.

teatral-online.ru