Главная » Мир театра » Исторический музей реставрирует Рокотова

Исторический музей реставрирует Рокотова

Федор Рокотов. «Портрет великого князя Александра Павловича в детстве». Начало 1780-х. Фото: Государственный Исторический музей

Федор Рокотов. «Портрет Феодосии Наумовны Ржевской, урожденной Сенявиной». Первая половина 1770-х. Фото: Государственный исторический музей

Федор Рокотов. «Портрет Александры Федоровны Глебовой в детстве». Начало 1770-х. Фото: Государственный исторический музей

Федор Рокотов и мастерская. «Портрет Василия Ивановича Стрешнева». 1770-е. Фото: Государственный исторический музей

Восстановлением живописи занимались художники-реставраторы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) совместно с Государственным историческим музеем (ГИМ), отмеченные Премией The Art Newspaper Russia — 2017 в номинации «Реставрация года». 

По словам директора ГосНИИРа Дмитрия Антонова, произведения одного из самых известных художников-портретистов второй половины XVIII века Федора Рокотова и его мастерской и портрет императрицы Елизаветы Алексеевны (1827) кисти «первого портретного живописца» российского двора, англичанина Джорджа Доу находились не в лучшем состоянии. До попадания картин в коллекцию Исторического музея с ними обращались вольно. «Их кадрировали — меняли форму в зависимости от того, как было лучше для интерьера, — обрезали, подворачивали, — рассказал Антонов корреспонденту TANR. — Мы постарались вернуть им исторический вид, насколько это возможно». 

Реставрация выполненных Рокотовым в 1770-х — начале 1780-х годов шести портретов представителей русских аристократических фамилий, среди которых Стрешневы, Ржевские, Матюшкина, и будущего императора Александра I, великого князя Александра Павловича в детстве была проведена в сжатые сроки, всего за семь месяцев, хотя работа проделана сложная. Все полотна подверглись некачественной реставрации в XIX веке, а одно из них, «Портрет Феодосии Наумовны Ржевской, урожденной Сенявиной» (первая половина 1770-х), было полностью залито воском, и извлечь состав из живописи оказалось очень трудно. Финансирование проекта обеспечили Благотворительный фонд «Лукойл» и ПАО «Северсталь», но информацию о том, во сколько именно обошлась реставрация, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин не раскрыл. 

В ближайшее время планируют восстановить еще четыре работы Федора Рокотова, и, таким образом, музей представит в своей постоянной экспозиции одну из крупнейших в России коллекций произведений этого художника. Уже отреставрированные вещи скоро появятся в музейных залах. 

В свою очередь, хранитель живописи XVIII века Людмила Руднева добавила, что после завершения реставрационных работ ГИМ планирует персональную выставку художника, которая может состояться уже в начале следующего года.

theartnewspaper.ru