Главная » Мир театра » «Этот день стал для нас историческим». Вахтанговцы засыпали Неаполь снегом

«Этот день стал для нас историческим». Вахтанговцы засыпали Неаполь снегом

В итальянских гастролях Театра Вахтангова (27 и 28 января) на cцене Teatro Stabile di Napoli Mercadante Римас Туминас принять участие не смог – готовит выпуск «Пиковой дамы» в Большом театре. Однако многие зрители помнят его по прошлому визиту: в августе 2014 года вахтанговцы привозили сюда «Дядю Ваню» (спектакль участвовал в Неаполитанском фестивале).

Тогда Лука де Фуско, худрук фестиваля, а ныне – руководитель Teatro Stabile di Napoli сообщил, что хотел бы продолжать сотрудничество и, оказавшись в Москве в 2016 году, попросил привезти в Неаполь «Евгения Онегина» или «Маскарад». Правда, по условиям технического райдера оказалось, то «Онегин» не впишется в эту сцену. Пришлось выбрать «Маскарад». Однако, как выяснилось, это было лишь первое испытание для этих гастролей.

26 января по пути в отель на одной из живописнейших улиц Неаполя Леонид Бичевин оступился и травмировал ногу. Поскольку роль князя Звездича, которую он первоклассно играет уже не первый год, выстроена динамично, врачи настоятельно посоветовали избежать резких движений.

Потребовался срочный ввод и за несколько часов до начала спектакля на подмостках Teatro Stabile di Napoli можно было наблюдать такую картину. Леонид Бичевин, прихрамывая и не выпуская текста из рук, вводил на свою роль Владимира Бельдияна, который когда-то репетировал Звездича, но в премьере так и не сыграл.

В субботу вечером об этой замене Римасу Туминасу решено было не говорить и только утром Фаустас Латенас сообщил по телефону о произошедшем.

– Он выдержал паузу, – рассказал композитор артистам перед началом второго спектакля, – Но я описал, какие были аплодисменты и каких трудов нам это стоило. Володя совершил маленький подвиг... В театре это нечасто бывает, и никто не застрахован. Римас просил передать, чтобы сегодня вы забыли про то, как играли вчера и относились, как к новому спектаклю. Играйте свободно. Вчера все волновались, и я волновался, но тяжелый этап пройден. Давайте настроимся на лучшее и секундочку постоим молча…

Фактически одна мысль («не волнуйтесь, играйте свободно»), но она придала импульс второму спектаклю, по окончании которого, как в первый день, итальянцы кричали bravi и karasho!

Лермонтовскую трагедию Римас Туминас превратил в феерию снега, огня, летучих конфетти, сопроводив действие хачатуряновским вальсом в парадном оркестровом звучании и в бедном наборе нескольких скрипок. Кружит белая метель, и люди, возникающие в снежном вихре, – лишь бледные призраки ушедшей, полузабытой эпохи. Не удивительно, что и сами эти зимние картины, совсем не характерные для Неаполя (в январе температура воздуха доходит здесь до +16 градусов), вызывали аплодисменты итальянцев – как хрестоматийных штрих о жизни в России.

По сведениям «Театала», билеты на «Маскарад» (гастроли проводятся в рамках «Русских сезонов» в Италии)продавались с начала сезона (стоимостью до 50 евро) и целиком были раскуплены. Лука де Фуско нацелен активно продолжать это сотрудничество и ждет, что Римас Туминас непременно поставит на этой сцене спектакль. А в ближайших планах – иной проект. Сам Лука де Фуско в сентябре на Большой сцене Театра Вахтангова начнет репетиции спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник» – произведению редкому не только для российской, но и для итальянской сцены.
Кстати, о загруженности графика. 27 января, когда в Неаполе вахтанговцы играли «Маскарад», а Римас Туминас репетировал в Большом «Пиковую даму», Театр Вахтангова провел в Москве две экскурсии, клубный вечер и четыре спектакля. «Маскарад», показанный на гастролях, стал в этот день – восьмым.

– Фактически этот день стал для нас историческим, – сказал «Театралу» директор театра Кирилл Крок. – Мы установили рекорд, что стало возможным с открытием Новой и Симоновской сцен. А скоро на предстоит еще один рекорд: в марте на всех наших площадках дадим 112 мероприятий. В принципе, ресурс есть и на большее, но, я думаю, нет смысла спешить за количеством. Мы работаем, выпускам новые спектакли, что-то снимаем с репертуара. Все идет своим чередом.

Читайте также:
Посол России в Ватикане Александр Авдеев: «Для меня Туминас – гений»

teatral-online.ru